РекомендуемРеклама |
Творчество Раисы ДерикотОт перенапряжения лампочка сгорает, а человек (и даже народ) может надорваться и сойти с ринга истории. Судя по стихам Р. Дерикот, после каждого нокдауна ей удавалось подняться и продолжить поединок с судьбой. Но как в таких немыслимых обстоятельствах вообще могут рождаться стихи? Как удавалось ей переплавить тяжелый «сор» русского быта в рифмованные строчки? Надо сказать, проза жизни ее не пугает, она ею не брезгует и в необходимых дозах пропускает на белые страницы. Преодоление тяжести земной, вознесение духа над страстями и женским каторжным служением – один из главных мотивов ее стихотворений. «Стихи слагаю в жуткой прозе будней» – вот показательное для нее признание. Однако порой прорывается: она недостойна стихописания, ей бы на паперти нищенкой стоять, а она «в алтарь поэзии вошла». Без какого-либо самоуничижения она именует себя «провинциальным поэтом», хорошо осознавая, что эта «должность» необходима, как ранее роль сказителя, певца или вершителя обрядов. Издалека посмотреть – какая экзотика: многодетная женщина, по виду отнюдь не юное и не воздушное создание, а трудяга-баба, резковатая в словах и жестах (да еще с такой редкой фамилией), вдруг пишет стихи, причем не в стиле открыток с целующимися голубками, а правдивые, глубокие, социально зоркие. Одинокая осинка на зимнем ветру, со всех сторон открытая людской молве и пересудам – вот как она представляет себе образ провинциального поэта. Как и я, вечно тянется к небу, Но это не рисовка и не ропот, ибо дерево без корней и почвы – всего лишь дрова, не более. Она и не помышляет оторваться от земли и прозаических забот, а стремится претворить их словом в строгую мысль и задушевное переживание. Изгнанная в дверь, поэзия все равно вернется через окно: «Приземленная, маюсь высью, Высоты постигая чертог». Так бились с прозой жизни, вовсе не чураясь ее, Кольцов и Никитин, Жигулин и Прасолов. Вот одна из зарисовок этой непрерывной борьбы: Погоревав – топить-то нечем, На малосилие пеняя, И смят опять житейской прозой Как правдиво и поэтично! Конечно, не всегда вербовые дрова пахнут привозными цветами – скорее снегом и едким дымом. Но запах цветов здесь – знак победы и радости от исполненного материнского долга. Чего не сделаешь от большой нужды, иначе дети останутся без тепла и еды, как оставалась когда-то она сама. Надо браться за неподъемный колун и пробивать дорогу к отложенным на время стихам – иного пути для нее нет. Для кого-то стихи, словно манна небесная, Заметим: каким бы изнуряющим ни был труд многодетной вдовы-хозяйки, а дрова-то пахнут мимозой, а стол-то готовится праздничный! Земные заботы окрыляют погруженного в прозу жизни человека, он и не помышляет изменить свою судьбу, а гордится ею – какая это редкость теперь. Нет, я живу совсем не праздно, А чтобы добиться того же результата за письменным столом, необходимы чрезвычайные духовные усилия, отвага и целеустремленность. И, разумеется, воспламеняющая искра таланта, преобразующая хаос в гармонию. Мечтала стихию осилить Событийный фон, на котором проступает личная судьба Р. Дерикот, суров и драматичен, редко-редко пробежит по нему светлый лучик. Уже в самых первых стихотворениях она обозначила вектор своей судьбы четко и трезво. Трудно? Ну и что ж, живи, как можешь, От такой жизни «закричать бы, заплакать по-бабьи, на луну, как собаке, повыть», только она себе этого не позволит, потому что знает: слезой и жалобой никакой высоты не возьмешь. Алому паруснику больше достается бурь и волн, чем какому-нибудь прибрежному буксиру. На кого надеяться, кроме как на себя, если на дворе век, в котором не предусмотрено право на личное счастье? Чем отогреть измученную душу, Куда, кому нести свои обиды, Заметьте, слеза тут рифмуется со слезой, умножая, прибавляя к былым слезам новые, но все равно их все не выплакать, ибо не потухнет в сердце жгучий огонь страданья. А кому-то еще горше и труднее в этой жизни, как, например, тетке Саньке, близкой по судьбе тетке Дарье Твардовского с ее пустопорожними трудоднем и трудоночью. Ох, тетка Санька, как она жила! Конечно, это и о самой себе. Но ты ведь еще и поэт, с тебя больший спрос, ты должна управлять собою и утешать других. Ведь истинное счастье – в преодолении невзгод, в победах над самой собой. Пусть мало утех и добрых слов принес миновавший день, зато как завораживающе «в небо со звездным бисером со стога глядеть по ночам». Какой первозданный, какой головокружительный запах источает молодое сено, как призывно и таинственно мерцают живые звезды, какая звенящая тишина стоит в полях, какие мечтания наплывают на тебя в ночном одиночестве! Что-то тревожное, нежное Ради подобных минут стоит жить, но беден и жалок тот, кто не нашел на них в душе высокого ответа. Пусть трудно и больно среди недоброй людской толчеи и на многое глаза бы не глядели, все равно для сердца есть отрада, только не уставай открывать для себя прекрасное. И вдруг мне навстречу Ну как же не ответить ему такой же улыбкой? Не потому ли Р. Дерикот назвала одну из своих поэтических книг «Свет любви»? В ее стихах много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, словно она обращается к своим любимым малюткам: зорька, реченька, травка, девчоночка, ноченька, паутинка, перепелочка, стайка, низинка, крылечко, тропиночка, речушка, дождик, избенка, денечек и т.п. Пройдитесь босиком по земле, распахните взор, окиньте взглядом залитое солнцем цветущее поле! Не все поддается очернению и оплеванию, не все порушено в многострадальной Отчизне. Даже над руинами струится едва различимый дымок надежды. И дома оживают, как лики В стихах Р. Дерикот изначально заложено сочувственное отношение к миру, материнская забота обо всем, что работает на жизнь, на восстановление и созидание новой цельности и красоты. Если бы можно было, она не стала бы замечать кричащие диссонансы бытия, а всех примирила бы и все уладила своим простым стихом и несуетным словом. Как ни удивительно, но она благодарит судьбу за то, что было ей дано, хотя и не за что, кажется, ее благодарить. Ей радостно и сладко от предвкушения счастья, которого вряд ли дождаться. И все героини ее стихов мало чем отличаются от нее самой. И верят в счастье брошенные женщины, Пожалуй, самый активный творческий период начался для Р.Дерикот с перестроечной смуты, болезненно потрясшей, а затем изнутри разорвавшей Советский Союз. Какие волны митинговых страстей прокатывались по стране, какие открывались перспективы, как пьянила нас халявная свобода! А что потом, когда все улеглось? Поэт видит перед собой издерганную, усталую, «боль-беду, мою родину». Мы ликовали над поверженным строем, надеялись на чудо, которое должно свершиться за 100 или 500 дней, ловили за хвост обещанное счастье, но вдруг оказались у разбитого корыта, как пушкинские старик и старуха. И поделом! Счастье не выиграешь, как миллион, его надо заработать. По-иному зазвучала у Р.Дерикот сказка о репке, знакомая каждому с детства. Посаженная дедом, репка выросла до гигантских размеров, да вот вытянуть ее некому: сам старик занемог, бабка на курорт укатила, внучка где-то тусуется, Жучка забор охраняет, кошка за мышкой гоняется, а мышка ловко ускользает. Осталось сына телеграммой вызвать, но пока она дошла до него, репка в земле сгнила. Как воды платоновского Иван-озера внезапно в песчаное дно ушли, так из народа созидательная энергия утекла. На селе «когда-то было три гармошки и мужиков невпроворот», а ныне последнюю школу закрыли и единственную ученицу в город спровадили. Вот один из стоп-кадров, наугад вырванный из ее стихов: На десять баб – одна корова Каким таким ураганом разметало людей, дома, добротные колхозные постройки? Уже никто не учит, как вдеть ногу в стремя, пройти первый прокос, как дом построить и сад посадить. Тут не сеяно. Там не кошено. Эти строки написаны, когда еще не был развален наш общий союзный дом, но уже яростно отдирали серп от молота, меняли гербы и флаги, плюсы на минусы. В стиле некрасовской пародийной «Колыбельной» Р.Дерикот пишет «Колыбельную стране», призывая нас «успокоиться и уснуть» – ведь ничего не произошло! Ну, подумаешь, недород, развал, разброд, ну, зарплату не дают, шахтеры касками стучат на горбатом мосту, так «еще небастующих много». Город спит и село. Как и в прежние смуты, все темные дела совершаются под прикрытием высоких слов о свободе, демократии, справедливости, которым честные люди поверили. Поверили, проголосовали, да быстро разуверяться пришлось. Но дело сделано. Ваня, крикни: «Свобода! Свобода!» Нету времени, чтоб разобраться, Что изменилось в суверенной и свободной России? Опять, как и в некрасовские времена: «Вместо цепей крепостных люди придумали много иных». Опять возникает тот же самый коварный вопрос: «Народ освобожден. Но счастлив ли народ?» Это вскоре понял и Ваня, впрыгнувший на танк помахать флагом. Но сквозь шум митингового хода Теперь эти строчки могут показаться запоздалым газетным репортажем, однако они написаны по горячему следу событий, когда еще многие находились в митинговом угаре и не догадывались о последствиях. Р. Дерикот не поддалась иллюзиям, у нее прицельно точный анализ демократического тумана, за которым прятались хорошо подготовленные хищники. Народное мнение о происходящем – вот ее компас, ее проводник в дебрях смуты, в лабиринтах демократических хитросплетений. Не странно ли, что ограбив до нитки, «трогательно заботятся о похлебке по безработице»? Не странно ли, что разрушая заводы и колхозы, возводят замки, игровые клубы и казино? Перемена декораций не помутила разум, народ все видел и многое понимал, но, к великому сожалению, позволил обездолить себя, как в «Борисе Годунове» – «безмолвствовал», когда следовало сказать свое решительное «не дам!» Но время идет, и «все чаще недобрые речи звучат в лихолетье зачатых детей и внучат». Быть может, им удастся вернуть украденное у отцов и дедов? Не раз и не два Р. Дерикот проводит параллели между эпохой 90-х и временами татаро-монгольского нашествия. Но кто же теперь завоевал нас? Не потомки ли тех самых комиссаров и чекистов, творивших геноцид русского народа в годы «великого переворота» и «великого перелома»? За ними миллионы жертв и «мокрых» дел, но они так изворотливы, так ловко переводят стрелки суда с виновных на правых, что даже присяжные обманываются, как у наперсточников. Вновь преступная Русь на весах бытия Чтоб к ответу зачинщиков боли и зла, Многоточия говорят тут о многом: как трудно даются эти слова, как больно им не поверить. Иронией и сарказмом дышит поздравление с новым, 1997 годом, «годом горьких надежд» после президентских выборов: Мой затурканный рай, В смутное время так противоречиво, так амбивалентно происходящее, так переполнена душа мраком и светом, добром и злом, что человек не узнает самого себя, начинает говорить парадоксами и оксюморонами. И не только благое, но и черное слово срывается у него с языка. Это все равно что призвать: «Вперед, обреченная рота!», твердо зная, что живым никто не вернется, а победа достанется другим. В стране так обильно произрастает зло, что происходит привыкание к нему, даже примирение с ним, прививают толерантность ко всяческим уродствам и порокам, ко всему греховному и безобразному. Крайне опасно и тревожно, когда опускают руки и уже не сопротивляются злу. В диссонансе времен Подобные настроения заразительны и удобны для оправдания собственной слабости и безволия, но они способствуют только умножению зла. Что ж, не осталось пороха в пороховницах? Так придавили, что ни голоса подать, ни головы поднять, ни рукой взмахнуть? Только ведь зло не отстанет, оно прожорливо и ненасытно, покорность лишь разъяряет его аппетит. Неужели некому выйти на поединок с ним? Неужели все силы отдали на одоление внешних врагов, а внутренним без боя сдались? В туманные дали упала Не в детях ли наша сила? Как дальше жить с подобными настроениями? Почему они возобладали в людях, переживших более страшные времена? Тогда боролись со злом сообща, в надежде на лучшее будущее. А теперь, в пылу развесистых обещаний, вдруг циничный обман – и народ растерялся, озадаченно опустив руки, словно некрасовский мужик на несжатой полосе. Встревоженно птаха над прахом летает – Не пора ли кое-чему поучиться у зла, чтобы на равных противостоять ему? Не поря ли распрямиться и достойно заявить о своих правах? В самом деле, каково услышать в богатейшей стране мира такие вот горькие, непридуманные слова: Кружится листопад в изломанной отчизне, Ясно, что и отец не знал такой жизни. За что же он сражался и пал на поле боя? Победители оказались в худшем положении, чем побежденные – словно заложники в плену роковых обстоятельств. Все мы, пожалуй, равны, Жалобы на усталость, на бессмысленность существования типичны для поэзии 90-х годов. Такое ощущение, будто все потеряно, все значительное осталось в прошлом и ничего важного и духоподъемного уже не произойдет. Так уж сложился русский характер, что в нем страдательные ноты преобладают над победительными. Потоскую ночью, И этот минор главенствует не только в душе отдельно взятого человека, но и народа в целом. Принято считать, что активным и успешным может быть у нас только злодей, преступник, а на долю законопослушных и смирных выпадают только труды и муки. Жизнь пытала, как только хотела: Все и всегда достается только «другому», тому, кто бесстыж и ухватлив, кто не церемонится в выборе средств и цели. А вот ты, честная и работящая, «попробуй героиней в нашей жизни покрутись»: и руки отобьют, и крылья обломают, и сердце надорвут, и даже в могилу сведут. И на все один ответ: «Удел таков». Но кто заранее определил его? Какие боги обрекли нас быть овечками рядом с волками? Однако жизненные стандарты так стремительно меняются, что прежние роли могут быть перераспределены… Жизненный и творческий опыт подсказал Р. Дерикот: главное – не поддаваться разладу и распаду, бить тревогу во все колокола, чтобы каждый почувствовал себя хозяином страны, чтобы каждый осознал, что никто, кроме него, ее не спасет. Впечатляющую картину призывного набата нарисовала она в стихотворении «Костомарово». Протянувши веревку к билам, Рокотал в благовесте достойно Разливаясь по росам обильным, Кажется, будто сам народ, будто сама Россия ударяет в вечевой колокол, созывая всех ладить дома и души, возрождать свой русский мир, обожженный классовой ненавистью, придушенный экономической удавкой. Спасение наше в неустанных трудах и вере, в самоотдаче и любви – такой ответ слышится из глубины России на «быть или не быть» нашего времени. Пусть метелят поземки косые, Стихотворения Раисы Дерикот – один из таких живых, пробивающихся к свету ростков... |
Родина - Россошь
Край мой воронежский, зори степные,
Яблони в белом цвету, как в снегу. Край чернозёмный, частица России, Я пред тобой в неоплатном долгу. Край богатырский, хлеба золотые, Край мой раздольный, как песни Кольцова, Р.Дерикот Скачать последнюю книгуПосмертное издание всех произведений Раисы Дерикот. Россошь на фото |
Дерикот.ру © 2009-2024гг. Все права защищены. Продвижение сайта ©Оптима |